Дополнительные исследования отчетных данных перевозчика. Подходы к формированию перспективной загрузки железнодорожных линий

В условиях дефицита инвестиционных средств на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта целесообразно в первую очередь решить задачу по обеспечению наиболее реалистичных перспективных грузопотоков на маршрутах следования по сети ОАО «РЖД». Поэтому с точки зрения прогнозирования объемов грузовой базы железнодорожного транспорта важным является продолжение работы, направленной на заключение соглашений и договоров между грузовладельцами и ОАО «РЖД», которые основаны на принципах «take-or-pay» («бери или плати»). Суть подобного соглашения заключается в заявке, подаваемой компанией-грузовладельцем, в которой она указывает гарантированный объем грузов, предъявляемый для перевозки в долгосрочной перспективе.

В свою очередь, ОАО «РЖД» гарантирует обеспечение перевозки указанных объемов грузов, что предусматривает также развитие инфраструктуры под эти объемы. В случае, если грузовладелец не предоставляет для перевозки заявленные объемы (частично или полностью), то он обязан выплатить разницу в стоимости перевозки заявленных объемов и объемов, перевезенных по факту. Такой принцип заложен в Соглашении №22 «О развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, необходимой для реализации проектов территориального и промышленного развития», подписанном в результате принятых решений на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 24 января 2012 г.

В ОАО «РЖД» уже имеется положительный опыт заключения долгосрочных соглашений с крупными грузоотправителями по организации и обеспечению железнодорожных перевозок согласованных объемов грузов (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК»). Информация от компаний, которая имеет под собой юридически подкрепленные основания в форме соглашений между промышленными организациями и ОАО «РЖД» на принципах «take-or-pay», является особо ценной при прогнозировании объемов перевозок грузов.

С учетом вышеперечисленной исходной информации ведется разработка прогноза «снизу». Прогноз грузовой базы железнодорожного транспорта охватывает, как правило, временной период в 5–10 лет , т.е. разрабатывается среднесрочный прогноз. Это связано, в том числе, с тем, что сами грузовладельцы, заинтересованные в перевозочном процессе, в большинстве своем не имеют ясных представлений о развитии своей деятельности в долгосрочной перспективе.

Прогнозирование ведется по основным группам грузов, таким как уголь, нефтяные грузы, руда, металлы, лесные, строительные грузы и другие. Исходя из вариантов прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, по каждой отдельной группе грузов и в целом по всем грузам разрабатываются сценарные варианты перспективного развития перевозок грузов железнодорожным транспортом ОАО «РЖД».